Совсем особенное чувство нетленной жизни испытывает человек, когда
сознает себя стоящим около действительной святости Церкви. Это длится
недолго, а человек в эти минуты еще не знает наверное, - находится ли
он сам в этой Святости, т.е. в Святой Церкви, на какой-то блаженный миг
он чувствует, что стоит около ее пречистых стен.
Ибо наше бытие в Церкви - это не право наше, а всегда Чудо и Нечаянная Радость...
Отец Джон
Мейн обнаружил в учении первых христианских монахов IV века простой,
практичный и универсальный подход к медитации. Сегодня его могут
использовать люди любого возраста и рода занятий. Этим простым
способом, он открыл дверь возрождению созерцательного измерения жизни
христиан всех традиций: восточной и западной, католической и
реформированной. Также он ещё шире открыл окна для встречи между
созерцательными религиями Азии и христианством...
«Мы не живем настоящей минутой. Мы даже вот когда сидим за столом, наша
мысль - то в огурцах, то в квасе, то в супе. Попробуйте хотя бы минуту
в день, когда вы ничего не делаете... собраться под кожу и жить сейчас.
В данную минуту. Это очень трудно. И следствием такого внешнего усилия
будет то, что вы ощутите присутствие Бога».
Петр Мамонов.
Я назвал свою
маленькую книжку «Христианский дзен», но содержание ее не столь
претенциозно, как следовало бы из названия. Здесь нет описания слияния
двух обширных традиций Востока и Запада. Я просто пытаюсь рассказать о
том, как дзен и христианство встретились во мне, и какие практические
выводы эта встреча позволила сделать...
...Верю я в следующее: верю в Бога, которого понимаю как дух, как любовь,
как начало всего. Верю в то, что он во мне и я в нем. Верю в то, что
воля Бога яснее, понятнее всего выражена в учении человека Христа,
которого понимать Богом и которому молиться считаю величайшим
кощунством. Верю в то, что истинное благо человека — в исполнении воли
Бога, воля же его в том, чтобы люди любили друг друга и вследствие этого
поступали бы с другими так, как они хотят, чтобы поступали с ними, как
и сказано в Евангелии, что в этом весь закон и пророки. Верю в то, что
смысл жизни каждого отдельного человека поэтому только в увеличении
в себе любви, что это увеличение любви ведет отдельного человека в жизни
этой ко все большему и большему благу, дает после смерти тем большее
благо, чем больше будет в человеке любви, и вместе с тем и более всего
другого содействует установлению в мире царства Божия, то есть такого
строя жизни, при котором царствующие теперь раздор, обман и насилие
будут заменены свободным согласием, правдой и братской любовью людей
между собою. Верю, что для преуспеяния в любви есть только одно
средство: молитва, — не молитва общественная в храмах, прямо запрещенная
Христом (Мф. VI, 5-13), а молитва, образец которой дан нам Христом, —
уединенная, состоящая в восстановлении и укреплении в своем сознании
смысла своей жизни и своей зависимости только от воли Бога....
Бог не был един и одинок. К такому скандальному выводу пришла Франческа
Ставрокопулу, доктор из Оксфордского университета. На днях она заявила о
своей уверенности, что у Господа Бога, известного также как Яхве и
Иегова, была супруга. Эта конфиденциальная информация со временем
пропала из Книги Книг из-за многочисленных ее редакций. Звали ее Ашерак
или Ашера. Люди относились к ней с тем же почтением, что и к Творцу...
– Игорь Аркадьевич, я задам вопрос, возможно, наивный. Что является нормой христианской жизни, подлинным христианством?
–
Это сложный вопрос. У каждого свое христианство, сокровенное,
внутреннее, часто даже невыразимое словами. И нормы христианской жизни
разнообразны: у каждого своя психофизиологическая конституция, жизненная
история, свой уровень интеллекта, соотношение чувств и эмоций – все
разное. Для человека с низким уровнем интеллекта норма – отличать икону
Божией Матери от иконы Спасителя и уметь перекреститься. Для другого
важно глубоко понимать и чувствовать веру. Подлинные религиозные
переживания состоят в том, что человек чувствует свою связь с бОльшим, с
тем, что превосходит его самого или его представления о мире, у него
происходит открытие Бога, трансцендентной реальности. Когда человек с
этим сталкивается, это меняет его ощущение себя и мира...
Созерцание — это высшее выражение умственной и духовной жизни человека. Это духовная жизнь, трезвая, деятельная, вполне сознающая самоё себя. Это духовное чудо...
Собранные в этой книге
заметки появились в 1953- 1954 годах, когда автор - по милости Божией и
благорасположению настоятеля - мог чаще бывать и молиться в уединении. Это
объясняет, как возникло название, но ничуть не означает, что получилась
автобиография. Здесь нет ничего личного, частного, как нет и рассказов о
каких-то духовных приключениях. У автора, собственно, их и не было, а если бы и
были, он не доверил бы их бумаге. Перед вами всего лишь его раздумья о
созерцательной жизни...
Доктор Джон У находится в положении, которое позволяет ему дать
западным людям уникальную интерпретацию дзэн. Он читал курсы по дзэн в
китайских и американских университетах. Доктор У, этот китаец,
обращенный в католицизм, — не только выдающийся юрист, дипломат и
ученый. Он также наделен чувством юмора и духовной свободой, которая
позволяет ему высказываться о буддизме не понаслышке и не из книг, а
изнутри. Доктор У не боится признать, что в христианство он привнес
дзэн, даосизм и конфуцианство. Так, в его известном переводе на
китайский Нового Завета, Евангелие от Иоанна открывается словами: «В
начале было Дао».
Ему незачем притворяться, будто дзэн позволяет ему переживать
приступы головокружения и сердцебиения. Равно как не берется он за
сложную и неразрешимую задачу примирить дзэнские прозрения с
христианским вероучением. Он просто обращается к дзэн и представляет его
без комментариев...
Ошибочно думать, что все
православные суть действительно не сектанты и что все сектанты суть
действительно не православные. Не всякий православный по имени таков по духу, и
не всякий сектант по имени таков по духу, и в настоящее время в особенности
можно встретить «православного» - настоящего сектанта по духу своему:
фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую
точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой
своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды -
внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе. И, наоборот, можно
встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богу в
Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но на
самом деле таящего в себе много истинно Божьего, истинно любвеобильного во
Христе, истинно братского к людям...