Чаще, чем с
внезапной смертью, мы сталкиваемся с долгой или короткой болезнью, ведущей к
умиранию, и со старостью, которая постепенно приводит нас либо к могиле, либо —
в зависимости от точки зрения — к освобождению: к последней встрече, к которой
каждый из нас, сознательно или нет, стремится и рвется всю свою земную жизнь, —
к нашей встрече лицом к лицу с Живым Богом, с Вечной Жизнью, с приобщенностью
Ему. И этот период болезни или нарастающей старости нужно встретить и понять
творчески, осмысленно...
Много лет назад я спросил у своего духовника,
игумена Андрея (Машкова), что такое смирение. Я в то время был молодым и
неопытным, мне казалось, что если я получу точный ответ, то тут же приобрету
эту добродетель, и у меня все пойдет на лад. К тому же я нашел в «Лествице»
преподобного Иоанна Лествичника изречение о том, что смирение есть
искоренительница всех страстей, и загорелся желанием приобрести смирение, чтобы
таким образом устранить все страсти, как говорится в сказке, «одним махом
семерых побивахом»...
Как же смиряется человек в старости! Старик
постепенно теряет силы и становится похожим на постаревшего сокола. Когда сокол
стареет, у него выпадают перья и крылья становятся похожими на поломанные расчёски...
— А я,
Геронда (старец, отче) , когда оправдываюсь, то уже задним числом понимаю, что монаху
самооправдание не приличествует.
— Оно ему
не просто не приличествует — самооправдание не имеет ничего общего с духовной
жизнью. Необходимо понять, что, оправдывая себя, я нахожусь в состоянии ложном.
Я прерываю связь с Богом и лишаю себя Божественной Благодати. Ведь Божественная
Благодать не приходит к человеку, который находится в ложном состоянии...
— Почему
тоскуешь? Потонули твои корабли? Куда ты их отправила? В Атлантический океан?
Ты что, разве по такой погоде посылают корабли в плаванье? Сколько затонуло?
— Все,
геронда, затонули.
—
Прекрасно, тогда у тебя нет имущества, и ты можешь стать хорошей монахиней!
Почему ты всё время не прославляешь Бога? Чего тебе не хватает? Если тоскует
человек, который находится вдали от Христа, я это понимаю, но если тоскует тот,
кто близок ко Христу, это понять трудно. Ведь даже если у тебя что-то болит,
твою боль умягчает Христос...
- Геронда,
в старину говорили: «Лучше протирать подмётки, чем одеяла». Что подразумевали
под этими словами?
- Тем самым
хотели сказать: «Лучше стирать подмётки, работая, чем лежать в кровати и
лодырничать. Труд – это благословение, это дар Божий. Он оживляет тело и
освежает ум. Если бы Бог не дал человеку труда, то человек покрылся бы
плесенью. Люди трудолюбивые не перестают работать даже в старости. Если ещё
имея силы, они перестают трудиться, то начинают унывать. Прекратить работу для
таких людей равносильно смерти. Помню, в Коннице один девяностолетний старичок
работал не переставая. В конце концов он так и умер на пашне – в двух часах
ходьбы от дома...
- Геронда,
что Вы имеете в виду, говоря: "Отдавайте работе руки-ноги, но не отдавайте ей
сердца”?
- Я имею
в виду то, что не надо отдавать своего сердца материальному. Есть люди, которые
отдаются материальному без остатка. Целый день напролет у них проходит в заботе
о том, как должно выполнить какую-то работу, а о Боге они не думают совсем. Не
поддадимся же этому и мы. Работайте руками, работайте ногами, но не позволяйте уклоняться
от Бога вашему уму, не отдавайтесь материальному всем своим существом, всем
своим внутренним потенциалом и сердцем. В противном случае человек становится
идолопоклонником...
—Геронда,
один юноша исчез, оставив своим родителям записку, что хочет покончить с собой,
потому что он некрасив, а виноваты в этом они...
— Люди не
постигли еще глубочайшего смысла жизни. Они не верят в жизнь иную. Все их
мучения начинаются с этого. "Я несправедливо обижен, — говорит человек, —
другие радуются, а я нет”. Люди недовольны тем, что имеют, подмешивается
эгоизм, и они мучаются...
Когда человек в полном порядке в отношении здоровья, то это как раз
значит, что-то у него не в порядке. Лучше бы ему чем-то болеть. Я получил от
своей болезни такую пользу, какую не получил от всего подвига аскезы, который
совершал до того, как заболел...
-Благий Бог даровал первозданным людям совесть—
первый божественный закон. Бог глубоко начертал совесть в человеческих сердцах,
и с тех пор каждый наследует совесть от родителей. Если человек в чем-то
поступает неправильно, то совесть, работая у него внутри, обличает и ведет его
к покаянию. Однако должно заниматься правильным духовным деланием и испытывать
свою совесть, чтобы всегда быть способным слышать ее глас. Не испытывая свою
совесть, человек не получит пользы ни от чтения духовных книг, ни .от советов
святых Старцев...