Мы часто не понимаем, что такое истинное смирение,
что значит почитать себя хуже других. Поэтому вместо того, чтобы смиряться,
занимаемся смиреннословием. Смиреннословие — очень распространенная мнимая
добродетель, когда человекна словах
уничижает себя, а в душе таким себя не почитает. Настолько распространен этот
порок, что трудно им не заразиться. Есть история про одного такого
«смиренномудрого» монаха. Он так убедительно обличал себя в каких-то грехах,
что слушатели ему поверили, и когда они поверили, монах огорчился. Понимаете?
Представьте себя на его месте, ведь у всех нас бывают подобные ситуации. Мы
говорим: "Да, я грешный человек” — казалось бы, это скромно, или: "Я
малограмотный, мало читаю”. Если тот, к кому мы обращаемся, действительно
поверит, что мы такие, то мы ведь огорчимся, нам это не понравится. В
действительности мы называем себя грешными, малограмотными и говорим о прочих
своих недостатках для того, чтобы возвыситься перед теми людьми, которые
смирение почитают добродетелью. То есть мы хвастаемся, так сказать, с
примитивной мужицкой хитростью, вроде: "Я плохой”, а человек, с которым мы
общаемся, должен сказать: "Да нет, ты хороший”. — "Нет, я плохой”. — "Да нет,
ты хороший”. — "Нет, я грешник”. — "Да нет, ну что ты”. Нам это приятно, очень
трудно от этого отказаться...