"Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же". Апостол Павел.(Евр. XIII, 8)
Эта глубокая и необыкновенно интересная книга Сергея Фуделя, построенная на Божественном учении святых отцов, поведет читателя по неведомому суетному миру "пути непрекращающегося христианства", "Тайной Вечери учеников Христовых".
Сергей Фудель (1900-1977), сын священника, прошедший путь сталинских лагерей, написал эту удивительную книгу для современного читателя, чтобы каждый мог применить святоотеческое учение о спасении к своей собственной жизни.
ПРЕДИСЛОВИЕ
"Привяжи обременную ладию твою к кораблю Отцев твоих, и они управят тебя к Иисусу, могущему даровать тебе смирение и силу, и разум, венец и веселие, аминь". Препп. Варсонофий Великий и Иоанн пророк (В, ответ 258)
"Говорить надлежит о хорошем и тому кто не делает хорошего, чтоб, устыдясь своих слов, начал и он делать", - эти слова пр. Нила Синайского (Д II, 282) несколько оправдывают мою попытку дать в нижеизложенном некоторое вводное представление о великом пути Отцов-подвижников. Их путь есть путь евангельский, путь верных учеников Учителя. Чем больше внимаешь их словам, тем все больше вдыхаешь воздух первохристианства. Именно благодаря этой евангельской силе их слово "тоже живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого". "Чтение отеческих писаний, - говорит еп. Игнатий Брянчанинов, - по умалении Духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись..." (Б I, 111). "Посредством (их) чтения причащаемся живущему в святых Отцах Святому Духу" (Свт. Игнатий Брянчанинов).
Невозможно отрицать, что духовная жизнь современного человека очень трудна, и эта трудность в том, что мы, слабые и рассеянные люди, призываемся какой-то неумолимой закономерностью духовной эпохи сохранять в окружающем мире постоянную память Божию.
Конечно, всегда было опасно думать, что память о Боге должна быть только во время стояния в Церкви. Молитвы всегда должны были звучать в душе: и в церкви, и дома, и на улице. В том и заключается узкий путь христианства, что о Боге надо помнить всегда.
"Путь Божий есть ежедневный крест, - говорит св. Исаак Сирин. - Никто не восходил на небо, живя прохладно... Путь Божий от века и от родов крестом и смертью пролагается... Такова воля Духа, чтобы возлюбленные Его пребывали в трудах" (Д II, 666-667).
Но чем больше шума и железа истории, тем все трудней сохранить в себе память Божию. И в этом сохранении наш удел, если мы хотим, чтобы "не умирала великая мысль", чтобы христианский путь в истории не прерывался. "В памяти Божией вся сила" (свт. Феофан Затворник, Ф II, 187).
"Жизнь души, - говорили Отцы, - есть непрестанное памятование и любление Бога" (преп. Антоний Великий, От. 33).